Памятка о требованиях законодательства в сфере охраны историко-культурного наследия Республики Беларусь

       
Статья 15 Конституции Республики Беларусь

Государство ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь.

Статья 54 Конституции РеспубликиБеларусь

Каждый обязан беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности. Государственная политика Беларуси в сфере культуры направлена:
• на сохранение самобытности культуры белорусского народа и национальных традиций,

• возрождение, сохранение и развитие культурного наследия,

• обеспечение доступности культурных ценностей для всего населения,

• интергацию в систему всемирной культуры на правах равноправного участника.
Охрана историко-культурного наследия представляет собой целую систему мероприятий организационного, правового и экономического характера.

Главным документом в данной сфере является Закон Республики Беларусь «Аб ахове гісторыка-культурнай спадчыны Рэспублікі Беларусь» от 09.01.2006 № 98-3 (далее – Закон).

Историко-культурные ценности (далее ИКЦ) – это материальные объекты (материальные историко-культурные ценности) и нематериальные проявления творчества человека (нематериальные историко-культурные ценности), которые имеют отличительные духовные, художественные и (или) документальные достоинства и которым придан статус историко-культурной ценности (статья 1 Закона).

К материальным ИКЦ относятся (статья 13 Закона):

- документальные памятники (акты государственных органов, иные письменные и графические документы, кинофотодокументы и звукозаписи, древние и иные рукописи и архивы, редкие печатные издания;

Евангелие без сигнатур. Вильно: тип. Мамоничей, 1600 г.
(памятник книжной культуры из фондов Национальной библиотеки Беларуси)

- заповедные территории (топографически обозначенные зоны или ландшафты, созданные человеком или природой);

- памятники археологии (остатки укрепленных поселений (древних городов, городищ, замков), неукрепленных поселений (древних стоянок, селищ, отдельных жилищ); зданий, строений, иных объектов (святилищ, мест для проведения обрядов, монастырей, храмов); кресты, культовые камни, статуи, обелиски; курганные и грунтовые могильники, отдельные захоронения, некрополи, мавзолеи и др. захоронения; инфраструктура сухопутных, водных и водно-волоковых путей; монетные и вещевые клады, которые вместе с другими недвижимыми и (или) движимыми артефактами сохранились в культурном пласте, а также в природных и искусственных водоемах).

Курганный могильник Х-ХІ вв.
(перекресток проспекта Газеты «Звезда» и улицы Любимова)

- памятники градостроительства (застройка, планировочная структура или фрагменты населенных пунктов (вместе с окружающей средой, в т.ч. культурным пластом). Памятники градостроительства, как правило, являются комплексными историко-культурными ценностями.

Застройка Верхнего города, входящая в состав комплексной историко-культурной ценности «Исторический центр города Минска».

- памятники архитектуры (здания, сооружения и другие объекты хозяйственного, производственного, военного или культового назначения, отдельные или объединенные в комплексы и ансамбли, объекты народной архитектуры, а также связанные с объектами произведения изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства);
Свято-Петро-Павловская церковь (ул. Раковская, 4)
Костел Святого Роха по пр. Независимости, 44а
   
Здание по пр.Независимости, 36

- памятники истории (здания, сооружения и иные объекты (в том числе территории), связанные с важнейшими историческими событиями, развитием общества и государства, международными отношениями, с развитием науки и техники, культуры и быта, с жизнью политических, государственных, военных деятелей, деятелей науки, литературы и искусства)
Памятник жертвам гитлеровского геноцида на ул.Заславской
Минское братское военное кладбище 1914-1918 гг.
Памятник воинам-интернационалистам на Острове мужества и скорби в Троицком предместье
- памятники искусства (произведения изобразительного, декоративно-прикладного и других видов искусства).
Мозаика А.М.Кищенко (м-р «Восток»)

Пространственные композиции из стекла и металла в административном здании по ул. Кальварийской, 1 (автор Н.Счастная)

Критерии отбора материальных объектов и нематериальных проявлений творчества человека для придания им статуса историко-культурной ценности (статья 20 Закона).

Объект должен соответствовать одному из нижеперечисленных критериев:

1.1 они являются:

одним из факторов формирования национального менталитета;

редким или ценным свидетельством существования исчезнувшей цивилизации;

эпическим произведением, созданным или существенно переосмысленным и видоизмененным народом Беларуси;

авторским произведением, созданным на территории Республики Беларусь или под влиянием белорусской истории, реальности, менталитета, среды или др. факторов;

выдающимся художественным произведением, шедевром, созданным и (или) признанным за границами Республики Беларусь;

материальным объектом или нематериальным проявлением творчества человека, особенностями образа жизни, характерными только для культуры народа Беларуси;

документальной фиксацией, символом или иным проявлением или обозначением явлений, событий или процессов, которые связаны с историей Республики Беларусь, ее отбельных регионов, родоводов или этнических групп, или имеют международное значение;

выдающимся или оригинальным итогом творческого или научно-технического эксперимента;

редким на территории Республики Беларусь или выдающимся достижением другого народа;

итогом или свидетельством неисследованных процессов;

захоронением известного человека, братской могилой воинов, борцов, которые погибли за какое-нибудь общее благородное дело и (или) жертв военных действий, вооруженных конфликтов, массовых репрессий;

традиционным топонимическим названием;

1.2 они являются редким или выдающимся примером:

созданной человеком среды;

использования в деятельности человека природных факторов и особенностей;

сооружения или иного произведения, которые имеют типовые особенности, характерные только для культуры народа Беларуси;

сооружения или иного произведения, предметов быта или предметов иного назначения определенного исторического периода, региона или этнической группы;

произведения народного творчества определенного исторического периода, региона или этнической группы;

решения хозяйственных, производственных, фортификационных, организационных и иных вопросов;

стилистического направления или региональной или этнической особенности, выявленных в любом виде искусства;

1.3. они связаны с:

событиями или идеями и убеждениями, которые оказали значительное влияние на ход исторического, культурного и (или) духовного развития человека и народа Беларуси;

жизнью и деятельностью выдающихся личностей мира и Республики Беларусь;

1.4. они считаются:

связанными с народными преданиями, легендами, иными эпическими произведениями, народными обрядами;

материальными объектами, которые имеют выдающиеся особенности;

1.5. они оказали (оказывают) значительное влияние на развитие искусства, духовность общества, мировоззрение людей в определенный исторический период или на территории отдельного региона или этнической группы;

1.6. они содержат в себе неисследованный (не полностью исследованный) культурный пласт.

Решение о необходимости придания материальным объектам статуса историко-культурной ценности может быть принято только в отношении к аутентичному или реставрированному в соответствии с научно-проектной документацией объекту. При этом со времени первоначального создания недвижимого материального объекта должно пройти не менее чем 40 лет и он должен быть полностью или не менее чем на 90% восстановлен в соответствии с историческими данными на прежнем месте.

При поступлении в Министерство культуры обоснованных предложений о придании объекту статуса историко-культурной ценности, представленные материалы рассматриваются на заседании Белорусской республиканской научно-методической рады по вопросам историко-культурного наследия при Министерстве культуры Республики Беларусь. Постановление о придании объектам статуса историко-культурных ценностей, по которым научно-методическая рада дала положительное заключение, принимается Советом Министров Республики Беларусь.

Министерство культуры осуществляет ведение Государственного списка историко-культурных ценностей Республики Беларусь в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

(В настоящее время Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь включает объекты, статус которых утвержден постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 14.05.2007 № 578, от 03.09. 2008 № 1288, 19.08.2009 № 1088, от 21.09.2010 № 1351, от 12.09.2011 № 1214, от 16.03.2012 № 236, от 17.07.2012 № 658, от 23.08.2014 № 814.)

Государственный список регистрируется в Государственном регистре информационных ресурсов (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2010 № 1129).

Паспорт историко-культурной ценности (ст. 25 Закона).

На каждую историко-культурную ценность составляется паспорт единого образца, форма и порядок заполнения которого устанавливается Министерством культуры Республики Беларусь.

Составление паспорта историко-культурной ценности осуществляется за счет средств ее собственника (владельца) или владельца земельного участка, на котором размещается памятник археологии, а также иных источников финансирования, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

Охранная доска (ст. 28 Закона).

На недвижимой материальной историко-культурной ценности устанавливается охранная доска утвержденного образца за счет средств ее собственника (владельца) или владельца земельного участка, на котором размещается памятник археологии, а также иных источников финансирования, не запрещенных законодательством Республики Беларусь. (ч. 5 ст. 28 Закона).

Для обеспечения сохранности недвижимой материальной историко-культурной ценности разрабатывается проект зон охраны (статья 29 Закона).

Режимы содержания и использования объектов, установленные в проектах зон охраны, обеспечивают мероприятия по недопущению негативного воздействия на историко-культурную ценность и являются обязательными для исполнения всеми юридическими и физическими лицами без исключения.

Охранные обязательства (статья 44 Закона).

Министерством культуры Республики Беларусь для материальных историко-культурных ценностей могут определяться индивидуальные условия их содержания и использования, устанавливаться порядок выполнения работ на этих историко-культурных ценностях, требования по обеспечению их сохранения, в том числе в случаях чрезвычайных ситуаций или в период вооруженных конфликтов, а также иные ограничения деятельности их собственников (владельцев) и пользователей, владельцев земельных участков, на которых размещаются памятники археологии.

Собственник (владелец) историко-культурной ценности (здания, сооружения, нежилого помещения, квартиры (доли квартиры)) или владелец земельного участка, на котором размещается памятник археологии обязан подписать охранное обязательство, форма которого устанавливается Министерством культуры Республики Беларусь.

Для оформления охранного обязательства собственник представляет:

физические лица - общегражданский паспорт (доверенное лицо – доверенность) копию технического паспорта и копии документов, которые свидетельствуют о праве собственности на квартиру (помещение, здание, сооружение, земельный участок);

юридические лица – свидетельство о регистрации юридического лица, копию технического паспорта и копии документов, которые свидетельствуют о праве собственности на объект (помещение, здание, сооружение, земельный участок).

Охранные обязательства для юридических лиц оформляются в управлении культуры Мингорисполкома (220006, г. Минск, ул. Маяковского, 22/2, каб. 519, тел.223 43 45, факс 223 76 51) в количестве 3-х экземпляров и направляются для подписания и регистрации в Министерство культуры Республики Беларусь (пр. Победителей, 11,).

Охранные обязательства для физических лиц (квартиры) оформляются в УП ЖРЭО районов по месту размещения жилого помещения или управлении культуры Мингорисполкома в количестве 3-х экземпляров и направляются для подписания и регистрации в Министерство культуры Республики Беларусь.

Выдача зарегистрированных охранных обязательств производится по месту оформления.

В соответствии со ст. 52 Закона запрещается отчуждать или иным образом передавать права собственности на историко-культурную ценность без согласования с Минским городским исполнительным комитетом в порядке, установленном Министерством культуры Республики Беларусь.

Согласование отчуждения права собственности на историко-культурную ценность является административной процедурой и в г.Минске осуществляется через службу «Одно окно» Мингорисполкома (пр. Независимости, 8).

Новый собственник (или по его поручению владелец) обязан в течение одного месяца подписать охранное обязательство. Невыполнение этого условие влечет за собой признание такой сделки недействительной.

Проведение ремонтных и строительных работ на историко-культурных ценностях.

В соответствии со ст. 37 Закона научно-исследовательские, проектные и реставрационно-восстановительные работы на материальных историко-культурных ценностях могут выполняться только с разрешения Министерства культуры Республики Беларусь (г.Минск, пр. Победителей, 11, каб. 1116, телефоны 306 25 01, 327 39 17, 200 11 36).

Разрешение Министерства культуры требуется при проведении работ на фасадах зданий, замене заполнений оконных и дверных проемов, остеклении балконов и лоджий, устройстве новых оконных и дверных проемов, крылец, козырьков, лестниц, пандусов, пристройке новых архитектурных объемов, проведении земляных работ.

Владельцы квартир могут получить в УП ЖРЭО районов эскизы оконных блоков, согласованные с Министерством культуры Республики Беларусь.

Обязательно согласование средств наружной рекламы. Реклама на объектах категорий 0, 1, 2, «без категории» согласовывается в Министерстве культуры Республики Беларусь. Реклама на объектах 3-й категории согласовывается в комитете архитектуры и градостроительства Мингорисполкома.

Обязательно согласование Министерства культуры Республики Беларусь при размещении объектов сезонной торговли рядом с объектами наследия.

Ответственность за нарушение законодательства об охране историко-культурного наследия и рекламе

КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 09.06.2003, N 63, рег. N 2/946 от 20.05.2003)

Статья 12.15. Нарушение законодательства о рекламе

1. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем, рекламораспространителем или должностным лицом государственного органа законодательства о рекламе, в том числе размещение (распространение) рекламораспространителем на территории Республики Беларусь рекламы, подлежащей согласованию с уполномоченным государственным органом, без такого согласования или рекламы продукции, товаров (работ, услуг), производимых на этой территории, изготовленной с привлечением иностранных или международных юридических лиц (организаций, не являющихся юридическими лицами), иностранных граждан или лиц без гражданства, кроме случаев, когда законодательными актами разрешено такое изготовление, -

влечет наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от десяти до сорока базовых величин, а на юридическое лицо - от двадцати до пятидесяти базовых величин.

Глава 19
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Статья 19.1. Несоблюдение требований законодательства об обращении с материальными объектами и нематериальными проявлениями творчества человека, которым может быть присвоен статус историко-культурной ценности

Несоблюдение требований законодательства о фиксации и об обеспечении сохранности выявленных материальных объектов и нематериальных проявлений творчества человека, обладающих отличительными духовными, художественными и (или) документальными достоинствами и соответствующих одному из критериев отбора материальных объектов и нематериальных проявлений творчества человека для присвоения им статуса историко-культурной ценности, о сообщении в уполномоченный орган об их выявлении либо о внесении в Министерство культуры Республики Беларусь предложений о присвоении выявленным материальным объектам и нематериальным проявлениям творчества человека статуса историко-культурной ценности -

влечет наложение штрафа в размере от двух до десяти базовых величин.

Статья 19.2. Невыполнение требований охранных обязательств в отношении историко-культурных ценностей

Невыполнение требований охранных обязательств в отношении историко-культурных ценностей -

влечет наложение штрафа в размере от восьми до двадцати пяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от восьми до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - до двухсот базовых величин.

Часть вторая статьи 19.2 исключена. - Закон Республики Беларусь от 07.05.2007 N 212-З.

Статья 19.3. Нарушение порядка и (или) условий выполнения работ на историко-культурных ценностях либо совершение действий, создающих угрозу историко-культурным ценностям

Нарушение порядка и (или) условий выполнения работ на историко-культурных ценностях либо совершение действий, создающих угрозу уничтожения, повреждения историко-культурных ценностей, -

влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от десяти до ста базовых величин, а на юридическое лицо - до пятисот базовых величин.

Статья 19.4. Уничтожение, повреждение либо утрата историко-культурных ценностей или материальных объектов, которым может быть присвоен статус историко-культурной ценности

Уничтожение, повреждение историко-культурных ценностей или материальных объектов, обладающих отличительными духовными, художественными и (или) документальными достоинствами и соответствующих одному из критериев отбора материальных объектов для присвоения им статуса историко-культурной ценности, совершенные по неосторожности, либо их утрата вследствие небрежного хранения, если в этих деяниях нет состава преступления, -

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от двадцати до ста базовых величин, а на юридическое лицо - до пятисот базовых величин.

Статья 19.5. Нарушение режимов содержания и (или) использования зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей

Нарушение режимов содержания и (или) использования зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей -

влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от двадцати до ста базовых величин, а на юридическое лицо - до пятисот базовых величин.

Статья 19.6. Несоблюдение требований об ограничении прав собственника историко-культурной ценности

Отчуждение или передача иными способами прав собственности на историко-культурную ценность без согласования с областным (Минским городским) исполнительным комитетом, либо смена места нахождения (хранения), условий содержания и (или) использования историко-культурной ценности без согласования с Министерством культуры Республики Беларусь, либо передача историко-культурной ценности во владение или пользование Вооруженным Силам Республики Беларусь, другим войскам или воинским формированиям -

влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.
banner-1  00000-234x60  banner-1  Совет Министров Республики Беларусь  banner-1    Информация о либерализации экономической деятельности  Официальный сайт Минской городской организации общественного объединения “Белорусский республиканский союз молодёжи”  Управление физической культуры, спорта  и туризма  Комитет экономики  Комитет по образованию Мингорисполкома  Минский городской институт развития образования  Минский международный образовательный центр им. Й. Рау  Государственное предприятие "Минсктранс"  Minsktourism  Киновидеопрокат  ГУ "Минскконцерт"  Мингорсправка  Агентство «Минск-Новости»  Радиопрограмма «Радио-Минск»  МIНСК TV  Минский курьер  Вечерний Минск  Столичное телевидение  КПУП "Минскреклама"  Управление бытового и гостиничного обслуживания населения Мингорисполкома  Справочная служба 142  Минский городской технопарк
ТИБО